Галстук лидера 2007

К первому Кубку мира по буги в Москве Володя купил себе обычный костюм — не танцевальный.

Все галстуки у него были завязаны, как для zoot suit, когда у брюк талия завышена. С обычными брюками выглядит очень странно. Мурашка сказала, что это ужасно, а Вова сказал, что все равно не умеет завязывать галстук. Я почему-то оказался рядом и перевязал. Оказалось, что это тот самый галстук, что я же и завязывал еще в деревне году так в 2000. Складки на нем так слежались, что наверное даже не отпарить уже.

В общем вышло еще хуже, и пришлось Вове идти без галстука.

Адекватность судейства

Я пришел на танцы осенью 1997, а, кажется, весной того же года были одни из первых соревнований по буги вуги.

Организаторы не знали, кого посадить в судьи – решили посадить замдиректора этого самого ДК, ясно, конечно, что тетка не понимает ничего, но надо было прогнуться. После соревнований ее спросили:

— А, почему Вы этой паре первое место поставили?

— Ну, как же! ВЕДЬ ОНИ ЖЕ ИЗ МОСКВЫ!

Это правда была московская пара: Ишимов и Рыжова.

А вы говорите — сейчас судейство плохое?

Было бы странно, если бы не…

Однажды, получил письмо от знакомого. Там было что-то вроде:

— мне 37, никогда не танцевал, и вот собираюсь к тебе завтра на открытый урок. Чо-то я ссу…

что тут можно было ответить?
Мужик, не занимался танцами и прожил в России 37 лет…

Было бы странно если бы он не ссал.

Петр Иваныч, пейте лошадь

Когда я работал барменом, была у меня гостья, которую мы прозвали тётя лошадь.

Началось все так, заходит дама и говори: «Здравствуйте. Лошадь!» — «Одну? Со льдом?» — «Да, без льда.»

После нескольких порций белой лошади: «а дайте еды…»

Никогда не читала меню, иногда читала книжку, говорила о чем-то интересном.

Идеальный гость.

Однажды спросила: «а есть НЕ лошадь?» Выбрала граппу, сказала, что Италии она дешевле апельсинового сока.

Однажды, она пришла с дяденькой. Явно старый друг. Обращались они друг к другу, то на ты, то на вы, но всегда по имени отчеству. Как звали их уже не помню, пусть дядю будут звать Петром Иванычем.

Так вот, она здоровается, наливаю:
— а, Вы что будете
— Он тоже лошадь
— Нет, я хочу…
— Петр Иваныч. Пейте лошадь.
— Ну, нет. Вон там у вас, что? Балантайнс, да?

Беру бутылку и понимаю, что пустая, но что-то плещется. Наливаю — мало. Дядя даже испугался, что я его обмануть хочу, даже рот открыл.

— Подождите, — говорю — сейчас принесу новую.

— Петр Иваныч, я ж Вам говорила: НЕ ВЫЕБЫВА*ТЕСЬ! Пейте лошадь!

Реконструкция костюма в линди хопе

Одежда и танцы конечно связаны, но Swingdance — это не реконструкция. Сам танец давно перестал копировать старые фильмы, тем более нет смысла стремится к винтажности в одежде, если вы не фанат винтажных шмоток и не разбираетесь в истории костюма — сосредоточьтесь на технике танца!

Отсутствие знаний по истории моды приводит к интересным последствиям в тусовчке.

Есть два лагеря Нафталины и Натуралы: противоположно трактующие мысль: танцевать свинг нужно в той одежде, в которой танцевали его создатели.

Одни копируют (с разной степенью точности) старые костюмы и платья, часто путая: Ретро (70е — 80е), Винтаж (30е-40е), Пинап (50е).

Вторые говорят: они тогда плясали в повседневной одежде, вот и мы так будем. У этой категории тоже есть деление по степени повседневности.

Мне так удобно: пижама, рваные джинсы и мятые майки или нарядный SMART CASUAL — приличная одежда.

Топовые танцоры сейчас одеваются подчеркнуто гендерно: мальчики в костюмах, девочки в платьях. Многие называют это винтажем, его противники ворчат про бабушкины платья, которые и правда режут глаз.

Что же лучше бабушкины платья или рваные джинсы?

Это совсем не важно!

Блюз — выдуманный младший брат…

На первом Bluesway в Казани мы вышли с одним преподом по блюзу покурить, и он сказал:

— блюз — это выдуманный танец: если ты хорошо танцуешь линди хоп, например, то тебе не обязательно учиться танцевать блюз.

Ну! если ты и ПРАВДА умеешь линди хоп — тогда да… Хотя сейчас появился “кошерный блюз”, там все сложно.

Кто-то из линди преподов в РЛС сказал, что блюзовое сообщество похоже на младшего брата, которому говоришь: “не надо так, больно будет” — а он не верит, и придумывает “особую блюзовую технику”.

Пятое взаимодействие

Первый bluesway проходил в каком-то лофте, где было много инсталляций — в странном помещении со странными вещами.

Рон и Шерон на первом уроке повесили табличку, с двумя человечками и стрелочками, которая поясняла, что в блюзе должен быть коннекшн с полом, музыкой и партнёром. На вечеринке Федя Недотко принял эту картинку за инсталляцию, а когда я ему рассказал что это — он стал стебаться: какой коннекшн лишний в линди или сальсе.

В этом списке не хватает взаимодействия с пространством и самим собой — важнее всего последнее. Об этом отдельная серия постов.

Я не люблю соло джаз, но, когда баланс совсем никакой, приходится что-то делать. И когда стало совсем тошнить от бигэпплов, стал давать упражнения на базовую технику. И оказалось, что есть сольные упражнения, которые позволяют развить навыки взаимодействия в паре.

Когда Митчелла спросили почему он даёт так много джаза, он ответил

If you can’t do it alone what in the world make you to think that you can do it with somebody else.

Так вот представьте, нет у вас 5го коннекшена, и у партнёра тоже. И вот выходят двое, не научились дружить с самим собой, но пробуют дружить с другим таким же неподружившимся…

В общем, сольные упражнения могут ощутимо прокачать навыки ведения следования

О смене отношения к стилям танца

Обычно я преподаю линди и буги, но пробовал танцевать и блюз, и бальбоа, и вкс, и carolina shag.

Все танцы одинаковые, однако, в каждом делается акцент на что-то своё. И благодаря этим акцентам какие-то общие аспекты, проще преподносить на примере именно этого танца. Поэтому я часто даю на уроках и блюз, и бальбоа, чтобы просто научить чему-то конкретному.

И каждый раз находится один два студента, которые начинают фыркать, что им этот танец не нравится.

Забавно, когда они потом становятся адептами именно этого стиля. И не признаются, что фыркали…

Был у меня студент, не пропускал занятий, старался, но очень ругался на блюз, который я использовал, чтобы научить ведению в не стандартных фигурах. Потом он стал преподавателем по блюзу.

Другому студенту не нравился бальбоа, на примере которого мы тренеровали взаимодействие в быстром темпе. Позже он совсем бросил линди и не признавался, что бальбоа распробовали не сразу.

На самом деле я и сам не постоянен в своих склонностях. В разное время мне хочется танцевать разные стили. Возможно, поэтому мне так нравится свинг — своим разнообразием.

Поэтому сейчас мне хочется поделиться с учениками этой магией разнообразия свинговых танцев.

Типы преподавателей танцев

Бывают разные преподаватели танцев.

Есть говоруны, которые все объясняют словами. Молчун бывает нарцисс или зануда. Первые просто показывают, а ты повторяешь как можешь, обычно получается совсем не похоже. Зануда встанет рядом и будет молча повторять, пока ты хотя бы примерно похожее на него не изобразишь.

Художники — про эмоции и ощущения: почувствуй бит, лови грув, растворись в музыке, впусти в себя дух линди хопа, впитай красивость вкс и элегантность бальбоа. Короче, станьте ёжиками.

Знатоки анатомии рассказывают какой мышцей надо шевелить, чтобы что-то сделать. Но мало кто действительно понимает какой именно мышцей он шевелит, к тому же не понятно что делать остальными мышцами и, главное — мозгом.

Тут приходят к нам психологи, которые вещают об энергетических потоках, чакрах и прочей неведомой космичности.

Мастера ассоциаций: ноги поршни, топтать виноград, руки гидроцилиндры и так далее.

Хореографы показывают много фигур и вариаций, у каждой фигуры и шага — своя техника и внутренний мир.

Технарь жадина будет показывать вам два шага и два поворота и уверять, что все фигуры это либо swing out, либо sugar push. Что на самом деле правда, но…

Сенсей. Даёт какие-то не связанные между собой упражнения, они даже на танец не всегда похожи. Как Като в карате, надо просто повторять.

На самом деле, все они пытаются научить одному и тому же. Даже если не могут договориться об этом друг с другом.

Студенты выбирают преподавателя, которого могут услышать в данный момент, и это состояния, а не фиксированный тип. При этом мы не всегда адекватно понимаем, от кого будет больше пользы. Бывает пришел к одному ничего не понял и ушел к другому, а потом прошло пять лет и понимаешь, что у первого ты многому научился.

У преподавателя эти разновидности тоже фазы или состояния. Он или она то говорун-сенсей, то молчун-хореограф или даже технарь-художник.

Мораль сей басни не влезает в лимиты Инстаграмма, да и басня тут не вся…

Stay tuned…

You should guess sometimes

В 2001 году я впервые побывал в Herrang Dance Camp. Ведет Ленарт занятие с Ханной (кажется это была Лундмарк), и они показывают какую-то вариацию.

Вдруг вопрос от девочки из зала:

— А как я должна понять, что меня ведут именно на эту вариацию, а не на какую-то другую?

— Ханна, как ты поняла? — спрашивает Леннарт

— Не знаю, ты же повел, я повелась — я вообще ассистирую, а ты преподаватель, вот ты и отвечай.

— я делаю вот так рукой

— это похоже на «такую-то фигуру» — тот же голос.

— еще вот так делаю

— похоже на …

— он тут вот так еще делает — все же приходит на помощь Ханна.
— а это вообще похоже на …

Это все продолжалось довольно долго, но у Ленарта кончились варианты и он признался:
— Я много лет преподаю танцы и впервые не знаю как ответить — и добавил — Ladies, may be you should guess sometimes!?

Fake or make it

Есть такое выражение: Fake it till you make it.

В обучении социальным танцам часто применяют этот принцип, но подвох в том, что можно остановиться на хорошей фальсификации, так и не сделав то, что нужно.Часто люди только делают вид, что ведут и следуют. Все методики преподавания в большей или меньшей степени дают инструменты для того, чтобы такой fake работал.

В психологии есть понятие внутренне и внешнее движение. Если все очень упростить, то в идеале внешнее должно быть продолжением внутреннего, или как минимум они должны совпадать.

В танце должны присутствовать естественность и спонтанность движения, которые так завораживают, когда смотришь на одних танцоров, и которых так не хватает у других, как правило менее опытных. Но порой бывает, что и продвинутому танцору этого не хватает, тогда создаётся впечатление, что все очень круто, но что-то не так.

Самое сложное в работе препода — это научить действительно танцевать, а не симулировать танец.

Танец — это 2 шага и 2 поворота

В телескоп на солнце можно посмотреть только 2 раза: левым глазом и правым глазом…

А танец это всего 2 шага: левой ногой и правой ногой!

И всего 2 поворота: влево и вправо!

Все остальное либо акробатика, любо комбинаторика.