You should guess sometimes

В 2001 году я впервые побывал в Herrang Dance Camp. Ведет Ленарт занятие с Ханной (кажется это была Лундмарк), и они показывают какую-то вариацию.

Вдруг вопрос от девочки из зала:

— А как я должна понять, что меня ведут именно на эту вариацию, а не на какую-то другую?

— Ханна, как ты поняла? — спрашивает Леннарт

— Не знаю, ты же повел, я повелась — я вообще ассистирую, а ты преподаватель, вот ты и отвечай.

— я делаю вот так рукой

— это похоже на «такую-то фигуру» — тот же голос.

— еще вот так делаю

— похоже на …

— он тут вот так еще делает — все же приходит на помощь Ханна.
— а это вообще похоже на …

Это все продолжалось довольно долго, но у Ленарта кончились варианты и он признался:
— Я много лет преподаю танцы и впервые не знаю как ответить — и добавил — Ladies, may be you should guess sometimes!?

Fake or make it

Есть такое выражение: Fake it till you make it.

В обучении социальным танцам часто применяют этот принцип, но подвох в том, что можно остановиться на хорошей фальсификации, так и не сделав то, что нужно.Часто люди только делают вид, что ведут и следуют. Все методики преподавания в большей или меньшей степени дают инструменты для того, чтобы такой fake работал.

В психологии есть понятие внутренне и внешнее движение. Если все очень упростить, то в идеале внешнее должно быть продолжением внутреннего, или как минимум они должны совпадать.

В танце должны присутствовать естественность и спонтанность движения, которые так завораживают, когда смотришь на одних танцоров, и которых так не хватает у других, как правило менее опытных. Но порой бывает, что и продвинутому танцору этого не хватает, тогда создаётся впечатление, что все очень круто, но что-то не так.

Самое сложное в работе препода — это научить действительно танцевать, а не симулировать танец.

Танец — это 2 шага и 2 поворота

В телескоп на солнце можно посмотреть только 2 раза: левым глазом и правым глазом…

А танец это всего 2 шага: левой ногой и правой ногой!

И всего 2 поворота: влево и вправо!

Все остальное либо акробатика, любо комбинаторика.

A плюс не вопрос

Как-то на собрании оргов рождественского лагеря обсуждали как организовать уровни, чтобы избежать негатива участников. Тогда только пробовали внедрять отборы в начале ивента. И была куча истерик: я же год уже танцую, хочу в А, почему я в Б?

И вот на собрании кто-то предложил назвать все уровни advanced: A, А плюс, A плюс плюс, стопудово — А, А плюс не вопрос!

При этом участникам можно не говорить какой из уровней круче. И вообще можно поменять порядок: А — начинающие, Б — продвинутые, но эту информацию выдать только преподавателям ивента.

После этого появились не традиционные названия уровней: просто по номерам, например.

Сейчас с уровнями групп на танцевальных ивентах стало как-то проще, когда-то они вызывали гораздо больше головной боли у организаторов, но возможно мне так кажется — я не организатор больше.

Swing Era

Let's Dance poster
Афиша для радио шоу Let’s Dance

В декабре 1934 года в эфир выходит первый выпуск Let’s Dance — грандиозный радио проект: три часа музыки в прямом эфире — трансляция на всю страну — такого еще не было.

Оркестр Гудмана выиграл прослушивание с перевесом в 1 голос: несколько коллективов играли по очереди, и это все транслировалось по офисному зданию, где сотрудникам предлагали потанцевать и проголосовать за понравившийся коллектив.

Гудману достался третий часовой сет в программе, и они должны были играть Hot Swing! То о чем мечтали.

С одной стороны участие в проекте Let’s Dance было большой удачей, но были нужны новые песни раз в неделю. Тогда Джон Хеммонд предложил Гудману сотрудничать с Флетчером Хендерсоном чьи аранжировки он уже использовал.

Хендерсон не только писал партитуры, но и обучал музыкантов Гудмана, у которого с солистами было не очень, зато такого слаженного ансамбля еще не было ни у кого. Хендерсон был в восторге от совместной работы: впервые его аранжировки звучали ровно так, как были задуманы.

Fletcher Henderson
Fletcher Henderson

Грамотный бизнесмен Гудман попросил сделать свинговые аранжировки нескольких популярных песен — сделал свинг привлекательным для еще большего числа слушателей, узнававших мелодии, которые они напевали в душе или по дороге домой.

В мае 1935 из-за забастовки в NABISCO (National Bisquit Company), которая была главным спонсором Let’s Dance, радио шоу закрыли.

Оркестру пришлось отправиться на запад с гастролями, денег на свой автобус не было, и музыканты поехали на своих машинах.

Hot Swing еще не очень популярен все хотели слышать “sweet music”. В первом же клубе администратор остановил выступление через 30 минут со словами: — Вы что ВАЛЬСЫ играть не умеете? Я же просил ТАНЦЕВАЬНЫЙ оркестр!? В другом месте пришлось прятаться за сеткой от летевших из зала бутылок.

Подъезжая к Лос Анжелесу, Гудман уже представлял себя простым кларнетистом, а не бендлидером. Орекстр был на грани распапада.

Афиша первого концерта Эры свинга

21 августа 1935 очередь в Palomar Ballroom (Los Angeles, California) занимала целый квартал. Музыканты решили, что это какая-то ошибка, эти люди ждут кого-то другого. После всех неудачных концертов в дороге, концерт начали с вальсов и «сладкий соплей». Зал реагировал сдержано, однако недовольство чувствовалось.

Тогда кто-то из музыкантов сказал: — If we’re gonna die, Benny, let’s die playing our own thing. King Portet Stomp — вызвал бурю аплодисментов, а утром все газеты писали о новом танце Jitterbug и начале Эры Свинга (Swing Era).

Дело в том, что в NY их сет в Let’s Dance начинался в 0:30, а в LA в 21:30. То есть основная аудитория была здесь, и для них это была музыка из самого NY — из столицы! Люди, стоявшие километровую очередь в Palomar Ballroom, ждали именно Свинговый оркестр Бенни Гудмана.

Про Бурлеск

В 2010 году отечественная свингданс общественность узнала про существование направления Burlesque. Кабаре на  swingfest Вели Сашко и Михайло, и один другого спрашивает, а что это тут написано? бурлескуе какое-то. После кабаре в курилке на берегу Финского залива все только этот номер и осуждали.

После питерского бурлескуе в нашем лагере mxdc решили сделать такой трек, позвали Сильвию Планкл из Мюнхена. Накануне заезда участников орги фестиваля обычно уже на месте и готовятся. Сидим мы в «штабе» лагеря и кто-то из девочек, проверяя списки:

— Тут какая-то ошибка — Сеня в бурлеск записан.
— нет никакой ошибки, — говорит Юля, главная по спискам — я ему писала и спрашивала, а он сказал:
— в лидихопе я уже все знаю, надо что-то свеженькое!

Обратите внимание, пока все не увидели количество ног в чулках, все звали Сеню!

В бар или на танцы?

У меня есть один «не танцующий друг», сам не знаю как так вышло, знакомы со второго класса…

Чтобы пообщаться ходим в бары, он каждый раз удивляется, что я редко хожу в бары, собственно без него почти никогда: как же ты с девушками знакомишься или новых друзей заводишь?

Так на танцевальной вечеринке куча народу, поговорил с одним, потанцевать с другой…

Вышло круто потанцевать, попробовали поговорить — не вышло поговорить, значит, будем просто танцевать. А после некоторых танцев и говорить уже нет необходимости, все и так понятно…

А бывает, что тебе говорят:

— классная рубашка
— спасибо
— а знаешь, …
— …
— ой, уже вечеринка закончилась, как тебя зовут? Спишемся…

***

Однажды, мне очень понравилась девочка на вечеринке, мы долго гуляли, и я на радостях забыл спросить телефон. Жалуюсь другу, мол склероз, что же делать? А он:

— ты же знаешь расписание занятий ее группы? Зачем тебе телефон? Живое общение всяко лучше…

То что девочка полночи с подругой обсуждала: почему он не спросил номер телефона — совсем другая история, но занятие она больше не прогуливала..

На танцы или замуж

В разговорах про парные танцы очень часто мелькает тема знакомства с противоположным полом.

На днях один гений маркетинга предлагала тему рекламы: хотите замуж — вам к нам! Мне кажется, такой слоган будет не честным: девочек тут сильно больше, чем мальчиков, как и везде, кроме футбола, в России. Это как ехать искать жениха в город невест.

С другой стороны, танцевальная общественность относительно прогрессивна — здесь, кажется, реже осуждают человека за «не замужество».  То есть танцы скорее вариант спасения от родственников с их вопросами: «когда замуж и внуки?»

Когда-то давно мне ученик сказал, что анонс у меня не правильный:  «надо так, чтобы каждый задрот понял — это его последний шанс хоть кого-то вы***ь». Сам я пошел на танцы за другом, который сказал, там много девчонок. Когда-то ко мне в группу пришли «три мушкетера», из них только один честно сказал зачем пришел, по внешности он был Арамисом (дартаньяном себя считал каждый), и в итоге только он и остался и научился, остальные быстро слились, как и мой друг.

Они не учли, что для достижения нужного результата необходимо уметь танцевать. Конечно, вам может повезти, но вряд ли столько раз, как планировали наши с «Арамисом» друзья. До тех пор пока ты не научился, девочки на тебя смотрят, как на дрища в качалке.

Знаю несколько случаев, когда люди знакомились на моих уроках, а потом женились, а сколько из них бросили танцы из-за того, что нашлись более приватные формы взаимодействия — сказать сложно.

Кроме таких милых историй за эти 20 лет я наблюдал и грустные истории с расставаниями. Все это не связано с танцами, в любой тусовочке есть своя санта барбара, свои свадьбы и разводы. Просто в танцах пара — это, чаще всего, мальчик и девочка, их социальный танец часто напоминает модель традиционных отношений: встретились, что-то было, расстались, нашли новых партнёров. Видимо отсюда тема тиндера так напрашивается.

Как и в любом хобби, здесь важно помнить, что главная цель — удовольствие от процесса, а не возможные побочные эффекты.

Танцы для интроверов

— Зачем учиться танцевать?
— Во-первых, это красиво, но это не точно или не важно…
***
А у вас так бывало?

Сосед за стойкой в баре или коллега за соседним компом, или в курилке, или в кафе за ланчем… В общем кто-то… вам что-то рассказывает?

А вы не можете встать и уйти — это же не прилично, вы не хотите его обидеть. А между тем за соседним столиком вы слышите историю, которую хотите послушать.

Или даже, вспомнили, что хотели рассказать кому-то, кто сейчас так удачно сидит слева от вас, забавную или важную историю про вчерашнее, например, свидание. И вообще, вам нужен совет от этого слева, но правый продолжает изливать душу…

И вам, как в той песенке из детства, на это просто наплевать, и приходится многозначительно молчать и дальше продолжать жевать…

***
На танцевальной вечеринке у вас всегда есть бронебойный предлог перестать многозначительно жевать: ой, давно хотел(а) с ним (с ней) потанцевать…

А соседа слева вы найдете позже…

***
Когда ты интроверт и социопат, и не потому, что это модно, тебе все равно необходимо общение с людьми, чтобы не пришлось общаться с доктором.

И танцы идеальное место для такого общения. Здесь есть самые разные люди и всегда можно просто потанцевать вместо разговоров, эффект примерно такой же. Можно найти того, кто будет слушать, кого захочется послушать вам. Конечно вы здесь запросто найдете тех, кто будет многозначительно жевать, под ваши души излияния, такое ведь тоже иногда бывает.

Уровень Лосось

Когда-то в Рождественском лагере ввели браслеты для идентификации уровня. Сейчас это уже норма.

Так вот, цвета браслетов выбирали девочки, и был там лососевый!

По мне так это розовый, но он достался группе А плюс не вопрос. И после отборов все делились эмоциями в формате:

Ты кто?
Я лосось!
Круто тебе, а я нет.

Тогда один из моих учеников придумал, что было бы смешно использовать названия рыб:

— я лосось
— я форель
— а я хек!!!

Удобно vs Привычно

Часто на занятии в ответ на: «так делать удобнее», я слышу: «нет! мне удобнее вот так»

Тут можно привести такой пример. Если дать музыкальный инструмент в руки человеку, никогда не учившегося музыке (как, например, я) он возьмет его как-то не правильно и скажет, что этот вариант удобнее, чем предлагаемый профессиональным музыкантом. Однако, этот вариант удобен, если надо просто подержать пару минут, но не чтобы отыграть концерт!

Подруга рассказывала, как на уроке спросила у преподавателя, а что ты делаешь рукой вот в этой фигуре? Она не сразу нашла, что ответить, они с партнером сделали фигуру раз десять, и ответ был:

Just move it naturally!

Если вам удобно стоять ссутулив плечи — вы просто не привыкли расслаблять спину.

Чаще всего делая что-то согласно своей «привычке» мы и не представляем насколько станет «удобнее», если от нее отказаться в пользу «естественности».

  • — Practice makes perfect — is a bull shit.
  • — Practice makes habit.
  • — Only perfect practice makes perfect!

Большая часть работы преподавателя танцев — это научить человека двигаться не привычно, а естественно.

Dirty Dancing — 1987

Кто же не смотрел Грязные танцы с Patrick Swayze? Конечно там танцуют то, что сейчас называется — сальсой, хотя были попытки назвать это хастлом и даже родить новый стиль.